Народность ЛИ
По данным переписи 1990 г численность народности ли составляла 1019 тыс чел. По переписи 1996 г. их 1 141 000 История народности ли, начавшаяся в период между эпохами Инь-шан и неолитической эпохой, насчитывает уже более 3 тыс лет. Но как народность, ли появились впервые во времена династии Тан. Ли делятся на пять групп. Ли первыми начали освоение острова.

Первая народность заселившая остров Хайнань
Самая древняя этническая группа, заселившая остров Хайнань (около 7 000 лет назад, во времена полумифической династии Инь-Шан) - это народность Ли, их с полным правом можно считать аборигенами острова, одно из первых стоянок древних людей находилось недалеко от г.Санья в пещере "Опущенной кисти" (Лобидун) . Их предки,одна из ветвей древнего народа Юэ( бай юэ), в свое время населявшего юг Китая, район современных провинций Гуанси и Гуандун.

Согласно исследованиям, во время династии Цинь (221-206ггнэ.) на острове Хайнань проживало несколько племен из многочисленного племенного союза " сто племен Юэ" ( бай юэ). их считали осколком некоего государства Юэ, в записях эпохи Западная Хань (206г.д.н.э.- 23 г.н.э.) говорится, что народ, живущий на острове, именует себя людьми Лююэ. В период Восточной Хань (25-220 н.э.) их, как всех некитайцев, живущих на южных окраинах Поднебесной, называли "мань" (южными варварами), иногда в источниках той эпохи использовался этноним "ли" (было несколько написаний с одним и тем же чтением). Современный иероглиф для обозначения этой народности вошел в обиход при династии Тан.

Они переселялись с территории нынешней провинции Гуандун, большими группами переплывали пролив, отделяющий остров от континента, и начали постепенно осваивать остров.

По тому, на чем предки ли переправлялись на остров, т.е. на каких типах судов, как жили и где расселялись, их можно разделить на 5 ветвей.

Сначала на Хайнань попали "местные ли" (беньди ли), затем сяо ли, позже цзи ли, мейфу ли, цзяжун ли.

"Местные ли" - это самоназвание той ветви ли, которая проживают в горных районах Байша, их язык весьма значительно отличается от других ветвей.

"Сяо ли" сначала проживали в районах Вэньчан, Цюншань, Линьгао, затем переселились на юго-запад, в равнинные районы.

"Цзи ли" с севера постепенно стали переселяться в район Учжишань (Пятипалая гора), сейчас проживают в основном в 2-х уездах: Тин и Цюн.

"Мэй фу ли" первоначально обозначало "гости", они себя не относят к ли, считают себя китайцами с материками, сейчас живут в среднем течении р.Чанхуа.

"Цзяжун ли" называют себя "суль", что значит "деревенские жители". Живут в районах Баотин, в районе Цзяжун, отсюда и их название.

Ли не имеют своей письменности, пользуются китайскими иероглифами.

Экономика и культура
У народа Ли самобытная культурная традиция, которая нашла проявление в различных сферах жизни. Ли выращивают рис, занимаются охотой и рыболовством, содержат домашних животных. На Хайнане климат благоприятный для заливного рисоводства. Большое внимание Ли уделяют охоте, в основном устраивают облавную охоту.

Речное рыболовство - излюбленное занятие Ли. В свободное время любят рыбачить, используя различные приспособления. Женщины занимаются сбором диких плодов, лечебных трав и т.д. На берегу моря собирают ракушки, ловят крабов и др. До 1949г. Ли жили замкнутыми общинами полуфеодального типа. Инвентарь и скот принадлежал всем, сообща работали, доходы и урожай распределяли по едокам.

Рис - основная пища Ли. В день питаются 3 раза. В некоторых районах основная пища-кукуруза. Ли часто едят рис, запеченный в бамбуковых трубках, лесная дичь и лесные плоды идут в качестве дополнительной пищи. Разводят кур и свиней, которых едят во время праздников, овощеводством занимаются не так много. Овощеводством в основном занимаются Ханьцы.

Ли любят пить, приготовленное из клейкого риса, самодельное вино в виде бражки или самогона. Водку гонят в каждой семье.

Ли в деревнях выращивают арековую пальму, плоды которой жуют. Гостей принято угощать плодами этой пальмы. Деревни Ли располагаются по берегам рек, они живут в каркасных домах из бамбука, покрытых сверху соломой, крыши имеют вид перевернутой лодки.

Самый древний вариант жилища коренных жителей Хайнань
Самый древний вид жилья на о. Хайнань - это дом с крышей, напоминающей перевернутую лодку, такие дома традиционно строят Ли. Это вариант первобытного жердевого жилья - каркасный дом на сваях, поднятый на высоту 180 см.. Наверху находилось жилище, внизу хлев для животных. В дальнейшем нижняя часть утратила функцию загона для животных, а высоту укоротили до-150 см..

Крыша выступает далеко вперед, место под выступающей частью крыши служит в качестве места для отдыха. Каркас делают из бамбука, стены плетут из лозы, крышу покрывают соломой или пальмовыми листьями, обычно окна в жилищах не делают, считая, что через них в дом может проникнуть злой дух, который причинит вред человеку и домашним животным, поэтому даже днем в комнате был сумрак. Ныне такой вид жилья встречается в Чанцзяне, Дунфане, Юэдине, Баотине, Цюнчжуне. По рекам Ли плавают на плотах, на лодках

Ткачества народности Ли
Женщины народности ли традиционно занимались ткачеством, но ткачество не выделилось в самостоятельное ремесло, осталось семейным занятием.

Ткани, сотканные женщинами народности Ли очень красивы и были известны и очень ценились еще в период Чунцю (770-476 г.д.н.э). В эпоху Тан и Сун они славились на всю страну.

Интересно, что Ли до сих пор сохранили древнюю технику ткачества. Используя самые примитивные приспособления, они могут изготовлять прекрасные ткани. Домотканую одежду и погребальные покрывала в настоящее время коллекционируют в Гонкоге, на Тайване и в Японии.

Рисунок на тканях носит орнаментальный и символический характер: сочетание вертикальных линии и горизонтальных линии, узор по периметру, узор по четырем углам, существует более 120 традиционных сюжетов с изображением диковинных растений, летящих птиц и бегущих животных, сцен охоты и рыбной ловли, бракосочетания, жертвоприношений и сбора урожая. Обычно использовали комбинации красного и желтого, черного и белого. Иногда в полотно вшивали золотые или серебряные пластинки, яркие перья птиц, раковины, нанизывали жемчуг, медные монеты. У каждого племени Ли свои излюбленные мотивы. Считается, что искусство ткачества было заимствовано китайцами у народности Ли и попало на континент именно с о. Хайнань. Из исторических хроник известно, что в конце эпохи Южная Сун (420-479г.д.н.э) женщина по имени Хуан Дао По попала на остров и довольно долго прожила среди народа Ли, она овладела их искусством ткачества и, уехав в южный Китай, распространила это искусство там.

Искусство
Ли славятся своим искусством плетения из лозы и лиан, они умеют изготовлять домашнюю утварь, плетут корзины самой разной формы и размера.

Из глины без гончарного круга они умеют изготавливать посуду. Обжигают ее открытым способом, в костре из соломы. Брак и похороны.

Брак у Ли
Браки между молодыми людьми одного рода или состоящих в родстве запрещались. Молодые девушки, достигнув 14 -15 лет, жили отдельно от родителей в так называемых «теремах». Они могли вступать в пробный брак, который не обязательно заканчивался свадьбой. Девушка, забеременевшая в результате пробного брака, могла легко найти себе нового жениха. Беременность до брака не считалась позором, была достаточно обычным явлением. Вдовы и разведенные могли повторно выходить замуж.

Браки моногамные (одна жена, один муж), патриархальный строй. Не разрешаются браки между родственниками и соплеменниками. Совершеннолетние юноши и девушки живут отдельно в так называемых «теремках», где могут свободно заниматься любовью. Жениха или невесту сватают по выбору родителей. В некоторых местах существует обычай, по которому молодая жена после свадебного обряда возвращается в дом родителей и переезжает в дом родителей мужа только после того, как забеременеет. Все равно, рождается девочка или мальчик, к внебрачным детям отношение такое же, как к остальным. Можно свободно разводиться и снова создавать семью.

Проводы невесты: обычай, который сохранился на Хайнане у народности ли. Группа родственников и друзей количеством от 3-х до нескольких десятков человек отводят или провожают невесту в дом жениха и принимают участие в свадебном обряде, они отвечают за то, чтобы невесту не обидели по дороге.

Развлечение невесты: обычай хайнаньских ли. Во время свадебной церемонии развлекают невесту и девушек, которые ее провожают. Вечером, после того, как проводят группу сопровождения невесты, парни с факелами в руках освещают невесту и девушек из группы сопровождения невесты, смотрят, какие девушки покрасивее.

На второй день до обеда молодая жена идет дарить родителям мужа рисовые пампушки, которые сама сделала. Забавляют невесту во время еды, пьют две чашки «счастливого вина». во время проводов невесты группа сопровождения несет вещи невесты, когда она приходит в дом жениха, то вещи забирают родственники жениха, а на старшую женщину из группы сопровождения вываливают тазик мяса свинины.

Обряд зазывания молодой жены. Хайнаньский обычай. На четвертый или двенадцатый день или через месяц после свадьбы молодая жена первый раз навещает родительский дом. Она не хочет самовольно возвращаться в дом мужа, боясь насмешек родни мужа. Поэтому все члены семьи мужа выходят ее встречать.

Обычай «присвоение имени»: обычай хайнаньских ли. Когда ребенку исполняется месяц, то приглашают маму или отца жены, зарезают курицу ли свинью, приносят их в жертву, читают заклинания, потом повязывают ребенку на руки и ноги так называемые «нитки благополучия» красного, голубого и зеленого цвета, вешают на шею связку медных монет. После этого отец и мать жены, посовещавшись, выбирают ребенку имя. У мальчиков в имени обычно присутствует слово «мудрый», у девочек – «лотос».

Хоронили обычно в земле, на родовом кладбище. Гроб выдалбливали из цельного ствола дерева. Во время ритуала прощания с покойным, его покрывали специальным погребальным покрывалом, которое, не предавалось земле вместе с умершим, а хранилось в семье до следующих похорон и передавалось по наследству. После похорон за могилами не ухаживали.

Татуировка тела у женщин — одна из традиций народа Ли
Татуировку среди ли носили только женщины. Наносили ее девочкам, когда они достигали 12-13 лет, татуировали лицо, шею, руки, грудь, спину, ноги. Этой традиции более 2 000 лет.

Татуировку наносила женщина, перед нанесением татуировки она сначала возжигала свечи, подносила подарки богам и предкам, сообщала им имя девушки, обращалась к ним с просьбой о покровительстве и просила помогать девушке всю жизнь. Затем куриным пером наносила узор на лицо или тело, и после этого с помощью бамбуковой палочки начинала прокалывать кожу. Процедура была очень болезненной.

О возникновении этого обычая существует следующая легенда: однажды над островом пронесся страшный тайфун, погибли все за исключением двоих - брата и сестры. Сестра, чтобы брат не узнал ее и принял за незнакомую женщину, разрисовала себе лицо. Брат ее не узнал и они стали жить вместе как муж и жена, и у них родилось 5 кусков мяса, которые и дали начало 5 племенам ли. В память о предках женщины ли стали татуировать себе тело.

У разных племен Ли были свои узоры для татуировок, по ним можно определить, из какой местности данная женщина. Татуировка у женщин отражала не только их представление о красоте, но в то же время татуировка символизировала принадлежность к определенному племени. Считалось, что только по татуировке предки могли узнать свою соплеменницу на том свете. Ныне этот обычай почти полностью исчез.

Религия
У народа Ли нет единой веры, каждое племя поклоняется своим предкам, а также поклоняется духам камней, деревьев, животных, сохранилась вера в тотемы. Большую роль играли шаманы, и сейчас в далеких горных деревнях можно наблюдать сохранившиеся от предков шаманские обряды.

Ли верят в духов. Главные духи — это духи предков. Им в жертву приносят коров, свиней, кур. Шаманы помогают при похоронах и жертвоприношениях.

Язык
У Ли нет своей письменности. Язык Ли относится к одной из ветви Чжуанского языка Сино-Тибетской языковой семьи. Из-за разбросанности Ли появились диалекты/различия в одежде, в привычках.

Ли делятся на 5 племен:
1.«сяо»- самое многочисленное, главным образом проживают в округе.
в округах Линшуй, Чанцзян, Баотин, Санья, есть отдельные поселения.
2.«цзи»- главным образом населяют округ Цюнгчжун, Баотин. В округах Юэдин, Чанцзян, Линшуй есть отдельные поселения.
3.«беньди»-Байша.
4.«мейжу»- Дунфан, Чанцзян.
5.«цзяжун»- Сай, Баотин, Линшуй, Санья.

Музыкальное искусство Ли
У народности ли богатая музыкальная культура. Ныне собрано более чем 120 видов мелодии. Независимо от возраста и пола все Ли хорошо поют, песни исполняют во время праздников, в процессе работы, на свадьбах, на похоронах, во время встречи и проводов гостей, даже при гибели домашнего животного.

Несмотря на отсутствие письменности, у Ли богатое устное народное творчество с богатым содержанием. Песни, баллады передавались из поколения в поколение. В основном, это: истории, легенды, сказки, героические песни. Они отражали историю Ли, обобщали жизненный опыт, передавали знания из различных областей жизни, обогащали духовную жизнь общества, отражали стремление людей к хорошей жизни.

Песни народа Ли, благодаря своей мелодичности, мягкости напевов пользуются большой популярностью и в континентальном Китае. Некоторые песни звучат на концертах, по радио и на телевидении.

Из танцев следует назвать танец с бамбуками - самый яркий и колоритный танец о. Хайнань. Обычно его исполняли во время встречи нового года, и после сбора урожая.

Исторический вклад Ли
Ли активно участвовали в революционной борьбе. В 1937г. боролись против японцев. В 1943г. произошло героическое Байшаское восстание, которое с трудом было подавлено, но бойцы не сложили оружие, а присоединились к коммунистам. Ван Го Син, руководитель восстания почитается как национальный герой.




Примечение:
Цены, указанные на сайте, могут варьироваться в течение сезона и подтверждаются при бронировании.
 
 
 
 
 
 





Все материалы на данном сайте принадлежат владельцам сайта и защищены закон об авторских правах 2004-2015 ©.