Китайский шелк

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Даже греческое название Китая - Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы - шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву.


Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении. А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими. Черви - весьма хрупкие создания, подверженные различным заболеваниям: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе. В первых числах апреля из яичек появляются маленькие гусеницы, а за 40 дней они достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница, как правило, бывает телесного цвета, длинной в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить.


Для начала, чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило, берут нити 4-18 коконов и, соединив, пропускают их через агатовое кольцо и прикрепляют к мотовилу, которое медленно вращается, и нити, проходя через кольцо, склеиваются в одну. Таким образом, получается шелк-сырец. Он настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.


В основном шелководством занимаются в Южном и Центральном Китае. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Первый производят преимущественно в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы "домашнего шелкопряда", которого кормят только листьями садовой шелковицы. Натуральный же желтый шелк производят в провинциях Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения желтого цвета гусениц первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно похоже на шелковицу и растет в горах), и лишь в другую половину жизни им дают листья садовой шелковицы. Есть еще один сорт шелка - дикий шелк, его дает гусеница "дикого шелкопряда", который питается листьями разных пород дуба. Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.


Довольно долгую историю имеет китайская традиция художественного ткачества и красильного дела. До наших дней практически в неизменном виде дошли образцы ткацкого искусства, датирующиеся второй половиной первого тысячелетия до н. э. Это самые разные виды шелка, от тонкого газа до парчи. Многие из них расшиты орнаментом в виде мифических животных, различными геометрическими фигурами. Расцвет китайского шелкоткачества приходится на эпоху династии Тан. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке: "драконы, резвящиеся среди цветов", "лотос и тростник", "водяные травы с рыбками", "пионы", "дракон и феникс", "дворцы и павильоны", "жемчужины с зернышками риса" и т.п. Многие из этих мотивов существовали уже в эпоху Хань и дошли до наших дней. В эпоху Сун появляются прекрасные тканые изображения на шелке, сделанные в стиле Кэ Сы ("гравированный шелк"). Шелковые картины составляют неотъемлемую часть культурного наследия Китая. На них нередко воспроизводились каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых художников. В своих книгах об изящных предметах домашнего обихода Вэнь Чженьхэн утверждает, что "возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно - два таких полотна".


Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире. Достаточно сказать, что частота нитей в работах китайских мастеров в 3 раза превосходит аналогичный показатель в лучших французских гобеленах, а золотое шитье в них не поблекло даже спустя 6-7 столетий.


Искусство вышивки по шелку. Сюжетами вышивок, как правило, служили популярные "хорошие" символы (рыбы, бабочки, цветы лотоса и пр.). Художественные вышивки делались, как правило, по шелку и предназначались для домашних экранов, парадных одежд, вееров, туфель, кисетов и прочих предметов личного обихода. Существовала техника двусторонней вышивки, в которой лицо и изнанка были идентичны. В Сучжоу и в наши дни существует уникальная традиция цветной вышивки, где каждая из сторон имеет отдельное изображение. О лучшими вышивальщицах писали стихи их работы ценились на вес золота. Вот, что пишет о вышивальщицах из семьи Гу один из известных писателей 17 века. «В слишком жаркий или слишком холодный день, когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке. Их искусство - поистине великое чудо света.» Дун Цичан, XVII в.


Комментарии к шелку


История появления шелковой ткани начинается с 2600 года до н.э. и связана с одомашниванием в Китае тутового шелкопряда. Начало разведению шелковичного червя было положено, как полагают, в III в.до н.э. Согласно легенде, идея посадки шелковицы и выращивания шелковичных червей принадлежала молодой китайской императрице Си Линь Чи - супруге мифического Желтого императора - Хуан-ди. Страдая от скуки, она опустила в воду кокон гусеницы тутового шелкопряда. С удивлением она увидела, что от кокона можно отделить красивые блестящие нити. У Си Линь Чи был пытливый ум, и, хотя это было не императорским делом, она начала экспериментировать с изготовлением тканей из необычных ниток. Так мир узнал шелк. Долгое время натуральный шелк ценился на вес золота из-за невероятной прочности, легкости, а также способности долго сохранять тепло, и был доступен лишь богачам. Китайцы, умевшие хранить секреты, никому не открывали свою тайну, а любая попытка вывезти гусениц, бабочек или яйца шелкопряда за пределы страны каралась смертной казнью. Но все тайное когда-то становится явным. Так случилось и с шелком. В 552 году император Византии Юстиниан выкупил у заезжих монахов яйца шелкопряда и приказал серьезно заняться их разведением. Вскоре шелководство появилось в Малой Азии, Северной Африке, Испании, на Сицилии. Являясь натуральным продуктом, шелк в то же время по своему происхождения не является ни растительным, ни животным. Шелковая нить продукт деятельности маленькой невзрачной бабочки Теофиллы, которая генетически запрограммирована на то, чтобы нити в коконе ее гусеницы никогда не рвались. При этом шелк ни в чем, не уступая по своим качествам таким естественным волокнам, как лен и хлопок, на голову превосходит их в легкости, яркости, блеске, способности к окрашиванию. Необычайное свойство шелка отпугивать вшей, которые в те далекие времена не щадили ни бедняков, ни богачей, сделали его особо ценным материалом.


В течение многих веков шелк играл роль денег. Гражданским и военным чиновникам, как и послам иностранных держав, часто платили зарплату или одаривали их рулонами шелка. Драгоценный материал, следуя "шелковым путем", попадал на Средний Восток и в римскую империю.


Процесс производства тонких, драгоценных тканей был очень долгим и кропотливым. Как и прежде, сегодня все начинается с тутовых деревьев. Их листьями питаются тутовые шелкопряды, из коконов которых, собственно, и получают шелковые нити. После сбора коконов их куколок умерщвляют паром, а сами коконы опускают в кипяток и аккуратно разматывают, получая нить. Из трехкилометровой нити, заключенной в каждом коконе для изготовления шелка хорошего качества используется лишь от трехсот до восьмисот метров. Затем нити красят и ткут из них шелковые ткани. И лишь после этого начинается их долгий путь на рынки, в магазины и в наш гардероб.






Примечение:
Цены, указанные на сайте, могут варьироваться в течение сезона и подтверждаются при бронировании.
 
 
 
 
 
 





Все материалы на данном сайте принадлежат владельцам сайта и защищены закон об авторских правах 2004-2015 ©.